Нина Петровна Толмачева-Толкачева ([info]nina_petrovna) wrote,
@ 2007-05-23 13:23:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:мемуаровое

мемуарное
Сейчас я расскажу, как все было на самом деле, а вы пообещайте, что будете слушать внимательно и охать в тех местах, где я сделаю выразительную паузу. Начнем с 80-ых, потому что 60-ые и 70-ые и так многократно описаны мемуаристами ("Идем мы с Оськой Бродским бить морду Вознесенскому...), а 90-ые уже нашли адекватных авторов в лице Минаева и Стогоффа.

Для тех, кто помнит, выпуклости образа легко достичь простым перечислением. Батон за 13 копеек. Водка за 3.62. Молоко по 32 и по 36. Яйца по 90. Или вы себе позволяли по 1.30? Автоматы с газировкой...И понеслось:

Около Кропоткинской, сзади, со стороны бульвара, стояли тогда автоматы с газировкой. По 3 копейки - с сиропом, по 1 копейки - просто газировка. Стеклянные граненые стаканы мухинского дизайна, которые ополаскивались тем же автоматом: ставишь не дном, а мордой вниз, давишь, и снизу брызжет вода. Если хорошенько надавить, то можно набрызгать на голые ноги и кое-как охладиться. Потом переворачиваешь стакан обратно, кидаешь монетку, газировка льется. Как бы ни было жарко, в недрах автомата газировка обычно оказывалась относительно холодной. Если идти от автоматов по бульвару к памятнику Гоголя, то с левой стороны был десятиэтажный доходный дом, когда-то один из первых в Москве. Номер 29, с церковью Филиппа-Всадника во дворе. На первом этаже была наша коммуналка.
В комнате были темно-красные обои, оставшиеся от предыдущих хозяев, пыльное окно с фрамугой, до которой нелегко было дотянуться, и метровый гранитный подоконник. Потолок был высоким, так что для замены лампочки приходилось выдвигать в центр комнаты стол, ставить на него стремянку и изо всех сил тянуться вверх с последней ступеньки, рискуя сломать шею в случае падения. Кроме меня, в квартире жила Берта Исааковна, пугавшая при первом знакомстве гусарскими усами, Милица Александровна и Мария Сергеевна, самая старшая, родившаяся еще в 19-ом веке. Они занимали по комнате каждая, всего комнат было шесть. Была кухня с черным ходом, по которому уходила обычно моя знакомая Соня, вечно "динамившая" таксистов. В самой большой комнате, похожей на залу для танцев, жила семейная пара - престарелый боец за справедливость Федорович и его супруга, крепкая сорокапятилетняя тетка из Балабанова. Шестая комната пустовала. Федорович мучался бессонницей и ночи напролет ходил по коридору, звякая застежками на сандалиях. Заговаривал с приходившими к соседям гостями. Доброжелательные хиппи, с которыми я тогда много общалась, под воздействием марихуаны готовы были часами обсуждать с ним судьбы родины и нравились ему куда больше высокомерных университетских филологов, норовивших со смешками проскочить мимо. Высокомерие их тем больнее отдавалось в его сердце, что сам он был недоучившимся студентом, и как раз филологом - перед войной закончил 3 курса Историко-филологического.
- Я знаю филологию лучше вас! - кричал он часто, и народ ходил уже на этот крик, как на аттракцион, и ждал, глумливо предвкушая.

Бульвар заканчивался открытым бассейном «Москва». В нем плавали компании старушек и школьные классы. Зимой над ним поднималось облако густого пара, видное издалека. Летом по ночам можно было перелезть забор, раздеться на открытых скамейках вокруг бассейна и плавать под тусклыми московскими звездами.

В молочном магазине по соседству покупал ряженку Штирлиц – Тихонов, живший в соседнем с нами доме (номер 27). В этом маленьком магазинчике можно было сдать пустую стеклотару из-под молочных продуктов: 10 копеек за баночку из-под майонеза или кефирную бутылку. Молочные бутылки закрывались крышечками из толстой фольги, для каждого продукта своего цвета: белые молочные, полосатые кефирные. Булочных поблизости было две: направо со двора - в старинном трехэтажном доме на Арбате, куда легко было пройти дворами, через арку, и на Сивцевом Вражке – со двора налево. В той, что на Арбате, бывали белые, обсыпанные мукой, калачи в форме дамской сумочки, с ручкой, которую дореволюционные москвичи, если верить Гиляровскому, выбрасывали, а нынешние ели с удовольствием: она была похожа на белую толстую корку. Потом арбатскую булочную закрыли на ремонт. Ремонт длился лет пять и привел к окончательному исчезновению дома. Еще лет через десять, когда демократия окончательно победила, снесли и соседние особнячки, выстроив взамен коричневого офисного монстра, похоронившего под своей тенью "Прагу".
В церковной ограде во дворе нашего дома, почуяв первое веяние свободы, в 87-ом местный батюшка принялся споро строить трехэтажный особняк для личного проживания. По вечерам, идя мимо открытых окон, можно было услышать английскую речь, тихое звяканье бокалов и отблеск огня на потолке и висевших на стенах картинах: у батюшки бывали гости. Через пару лет его обокрали, и священник попал в больницу с инфарктом. Прихожане отнеслись к этому холодно. Женщина в черном, одна из тех, что вечно подметают дворы при церквях, сказала мне, поджав губы - "Нельзя так любить земные блага."




(46 comments) - (Post a new comment)


[info]halina
2007-05-23 09:28 am UTC (link)
О, действительно... вспоминаются бытовые мелочи... крышечки на бутылках, точно-точно... и полосатые на кефирных... :)

(Reply to this) (Thread)


[info]hellix
2007-05-23 01:00 pm UTC (link)
мы недавно делали дома капитальный ремонт со сменой полов. когда сломали паркетную доску, нашли под ней много интересного, в том числе такие крышечки кефирные и всякие рыбные скелетики от обедов рабочих :)

(Reply to this) (Parent)

крышечки
[info]investigador
2007-05-23 09:31 am UTC (link)
Ой! Если я правильно помню (но в Ленинграде), то крышечки: белые - молоко, белые с малиновой полоской - молоко большей жирности, зеленые - кефир, белые с зеленой полоской - простокваша, синие - ацидофилин, желто-коричневые- ряженка, малиновые - сливки. А в журнале "Наука и жизнь" была как-то статья про умельца, изготавливавшего из этих крышечек миниатюрные маски. Там же были советы начинающим граверам - как инструмент использовалась шариковая ручка с исписанным стержнем.

(Reply to this) (Thread)

Re: крышечки
[info]nina_petrovna
2007-05-23 09:37 am UTC (link)
Я так и сомневалась с этим кефиром. Точно, целиком зеленый, а полосатые - ряженка и простокваша.
А какие были сливки в треугольных пакетиках!

И граверы в магазинах, да, кстати уж.

Моя родственнница собирала эти крышечки, потому что считала их очень хорошим сырьем, "чистым алюминием", и все надеялась, что государство догадается открыть приемные пункты. Так и умерла, не дождавшись.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: крышечки
[info]anna_egorova
2007-05-23 10:01 am UTC (link)
А я хоть и совсем маленькая была, но помню, как мы эти бутылки мыли такой штукой... а вот как штука называется, не помню...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: крышечки
[info]nina_petrovna
2007-05-23 10:07 am UTC (link)
Ершик!

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: крышечки
[info]anna_egorova
2007-05-23 08:08 pm UTC (link)
Точно! Он самый :)
А сейчас нету, потому что неактуально ершик - что им мыть?
*растрогалась*

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: крышечки
[info]junker_schmidt
2007-05-24 04:50 pm UTC (link)
Как что? Детские бутылочки.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: крышечки
[info]anna_egorova
2007-05-24 04:56 pm UTC (link)
Посудомоечная машина есть... И детей нету :)

(Reply to this) (Parent)

Re: крышечки
[info]borko
2007-05-23 10:01 am UTC (link)
Но это все - о "широкогорлых" бутылках, но ведь было еще молоко в "узкогорлых", с жесткими (типа пивных) крышками! В некоторых регионах молоко в основном в них продавалось, а в Москве - преимущественно Можайское топленое. Крышечки такого типа (как и пивные) собирались школьниками и, будучи расплющенными под колесами трамвая, использовались для игры в расшибалы. Пивные ценились больше из-за нанесенного на них рисунка (жигулевское и т.д.)
А из алюминиевых тоже что-то в школе мастрячили культовое, но никак не припомню - что...
Спасибо!

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: крышечки
[info]nina_petrovna
2007-05-23 10:09 am UTC (link)
У вас мальчишеские воспоминания)

Можайское все же редкость. Вот треугольные пакетики - это да.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: крышечки
[info]mochalkina
2007-05-23 11:21 am UTC (link)
а в нашем районе Харькова молоко продавали в основном разливное. В погребке. Туда шли трубы с молочными реками, продавщицы крутили краны. 24 копейки литр, но надо было кипятить. Кефир и его аналоги были в бутылках, сметана разливная, а вот масла-сыра в магазинах обычно не было.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: крышечки
[info]nina_petrovna
2007-05-23 11:24 am UTC (link)
Вот труб с молочными реками и кранами никогда не встречала.

Сметана разливная из бидона была и у нас.

(Reply to this) (Parent)

Re: крышечки
[info]anna_egorova
2007-05-23 08:10 pm UTC (link)
А мне один раз рассказали, что на стенках этих разливных бачков столько гадости живет, мол, не мою их, говорили, один раз открыли - там все черное... я с тех пор вообще не могла разливное молоко покупать!

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: крышечки
[info]mochalkina
2007-05-23 08:15 pm UTC (link)
протестую, у нас были не бачки!

Трубы с кранами шли в погреб прямо из цистерны. Ну, наверное, где-то это соединение разнималось, когда машина уезжала. ;-)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: крышечки
[info]anna_egorova
2007-05-23 08:16 pm UTC (link)
Вот-вот, я про цистерны и говорю. Именно про них и рассказывали ужасы. Я просто название забыла .

(Reply to this) (Parent)

Re: крышечки
[info]junker_schmidt
2007-05-24 04:51 pm UTC (link)
Можайское топленое в бутылках я и теперь все время пью.

(Reply to this) (Parent)

Re: крышечки
[info]zvantsev
2007-05-23 10:17 am UTC (link)
Нормальные, жирные кефир, ряженка и простокваша были с однотонными крышечками: зелеными, рыжими, синими. А полосатые крышечки были у обезжиренных. Соответственно. Да, молочная бутылка всегда была 15 коп. И во времена, когда обычная поллитра была 12, и когда она стала 20.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: крышечки
[info]nina_petrovna
2007-05-23 10:22 am UTC (link)
Мне казалось, что я всегда за нее 10 получала. Неужели память настолько ослабла?! Впрочем, не так часто я и сдавала молочные. Я предпочитала молоко в треугольниках. Их было приятно кусать зубами за влажную холку и высасывать через дырочку, как вампир.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: крышечки
[info]efendi
2007-05-23 10:26 am UTC (link)
пятнадцать-пятнадцать :)
а лимонадные/пивные - двадцать
десять это сметанная

(Reply to this) (Parent)

Re: крышечки
[info]zvantsev
2007-05-23 10:50 am UTC (link)
В январе 61-го мы переехали в район нынешнего м. "Филевский парк", в отдельную (о!) квартиру, кирпичную пятиэтажку. Магазин был один, далеко и неудобно. По дворам таскалась с тележкой тетка-продавщица, сзывая народ дикими криками: "Кефир! Молоко!" Покупать было всегда моей обязанностью. 15 коп за пустую посуду. ("Новые" деньги только что ввели.) Были еще литровые бутыли с молоком (30 коп. пустая), но в Москве они попадались не каждый день.

А потом, в середине 60-х, да, "молоко в бумаге", 16 коп. Очень красивое инженерное решение, ведь этот тетраэдр получался из одного листа всего двумя швами. Но и прочность оказалась не очень, и шестиугольные ящики неудобными.

(Reply to this) (Parent)

Re: крышечки
[info]lab_cat
2007-05-23 12:17 pm UTC (link)
Морлоко в треугольных пакетах давали в школе. А потом уже на работе - за вредность:))

(Reply to this) (Parent)


[info]ingvar4ik
2007-05-23 09:49 am UTC (link)
Квас же в бочках разливной! К которым ходили с металлическими трехлитровыми бидонами. И кружками продавался - 0,5 пивные толстые и те же граненые стаканы)

(Reply to this) (Thread)


[info]nina_petrovna
2007-05-23 09:59 am UTC (link)
Квас еще не пропал. Кваса в подмосковье хоть залейся.

(Reply to this) (Parent)


[info]nina_petrovna
2007-05-23 10:00 am UTC (link)
ой, а Вы будто прямо помните? Вас же тогда в колясочке возили, небось?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ingvar4ik
2007-05-23 10:01 am UTC (link)
Эо что это? Я за квасом ходил с этим самым бидоном! Так же, как и за подмосковным батоном по 13, но лучше за нарезным - по 20 копеек!
А в Подмосковье я давно не был)

(Reply to this) (Parent)


[info]burena
2007-05-23 10:13 am UTC (link)
Всегда нравились названия московских улиц, в Питере не так - у нас сразу понятно - либо в чью-то честь, либо что-то вроде миллионной итд..
Я в центре у вас нормально погуляла только этим летом и уидивлялась им)
А вот Арбат разочаровал - действительно, никуда не пройти уже, везде бизнес-центры, шлагбаумы и ворота.. кошмар(((

(Reply to this)


[info]efendi
2007-05-23 10:24 am UTC (link)
..батон за 13 был невкусный. За 22 самое то. А еще был с изюмом за 15, пока из магазина донесешь - половины нет :)

а еще эскимо за 22 и за 28 )

(Reply to this) (Thread)


[info]nina_petrovna
2007-05-23 11:27 am UTC (link)
За 13 нормально. Не баре, чай! А есть по дороге приятнее всего горячие бублики по 5 копеек.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]efendi
2007-05-23 11:41 am UTC (link)
неее, пирожки с повидлом за 8 копеек!!

(Reply to this) (Parent)(Thread)

с глубоким убеждением
[info]nina_petrovna
2007-05-23 01:03 pm UTC (link)
Нет уж, повидло - это зло!

(Reply to this) (Parent)


[info]lab_cat
2007-05-23 12:21 pm UTC (link)
еще за 16 столовый был вкусный. Никогда до дом а не доносился неоткусанный

(Reply to this) (Parent)


[info]hellix
2007-05-23 01:03 pm UTC (link)
аааа, бублики! с маком...
как раз недавно думала - почему их сейчас нету..
В рассказе потрясло как ночью плавали в бассейне.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nina_petrovna
2007-05-23 01:04 pm UTC (link)
Вы ухватили самую суть)

(Reply to this) (Parent)


[info]karakatiza
2007-05-23 10:24 am UTC (link)
я хочу там жить!

на гоголях же в детстве продавались мои любимые горячие бутерброды, на всю жизнь запомнила ларек.

(Reply to this)


[info]evtushenko
2007-05-23 10:50 am UTC (link)
В 80-х водку по 3.62 было уже не достать, она осталась в 70-х. В лучшем случае удавалось вырвать у судьбы по 4.12. 412 рублей на сегодняшние деньги, кстати, а то все талдычат, что плохо живем!

(Reply to this) (Thread)


[info]nina_petrovna
2007-05-23 11:05 am UTC (link)
Ну пардон. Я же водку-то сама не пила, толкьо песенки слышала.

было 5, а стало 8
все равно мы пить не бросим!
передайте Ильичу -
нам червонец по плечу

ну, а если будет больше,
то мы сделаем, как в Польше.
Если ж станет 25
Будем Зимний брать опять.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]evtushenko
2007-05-23 11:22 am UTC (link)
Да... а в первой половине 70-х еще попадалась водка по 2.87.

(Reply to this) (Parent)


[info]wombatik
2007-05-23 11:04 am UTC (link)
Да, калачи...

(Reply to this)


[info]sono_lu
2007-05-23 01:25 pm UTC (link)
А были еще чудные такие булочки, кругленькие, небольшие, с лаковым темно-кориченевым верхом. Их здорово было разрезать вдоль и мазать одну, нижнюю половинку, маслом и съедать под горячий, сладкий чай.
И кекс "Столичный", из ломтиков отковыривать изюминки..
Сок в трехлитровых банках, мой любимый, тыквенный.
Помню, мама отправила меня за майонезом (который продавался в таких же баночках, как и сметана, только крышка была жестяная, и майонез был желтый, точнее палевый :-))) и густой), а я купила это огромную банку тыквенного сока. Которую унести сама не могла, мне было около 5 лет. И продавщицы смеялись, смеялся и папа, тайком отправившийся за мной.. присмотреть.

(Reply to this)


[info]ginger_ale
2007-05-23 02:57 pm UTC (link)
а я еще помню, что были автоматы с газировкой, где еще была и крем-сода - за 5 копеек

(Reply to this)


[info]iiyama
2007-05-23 04:58 pm UTC (link)
А я мучалась, читая Гиляровского, нафига ассенизаторы покупают эти калачи, все равно же пачкают ручку - видимо, пропустила место про то, что ручки выбрасывают, спасибо!

(Reply to this)


[info]anna_egorova
2007-05-23 08:12 pm UTC (link)
А я почему-то еще вспомнила, как мы ели толокно :) И вроде как положено было не любить толокняную кашу, а мы любили :)
А сейчас ее можно где-то купить вообще?

(Reply to this) (Thread)


[info]nina_petrovna
2007-05-24 06:54 pm UTC (link)
Мы им только птиц кормили, кажется.

(Reply to this) (Parent)


[info]alena_z
2007-06-19 01:45 pm UTC (link)
Случайно, гуляя по ЖЖ друзей наткнулась на ваше мемуарное.
Вспомнила задачу из новогоднего листка - человеку, работавшему в 57 слово "листок", безусловно, знакомо. Задача такая "Продолжить последовательность 7, 9, 11, 13, 15, 19 ..."
Мы должны быть знакомы - до 93 я работала в 57.

(Reply to this)


[info]ptitza
2007-07-03 01:05 am UTC (link)
Случайно зашла. Каюсь, дошла до "80-ых, потому что 60-ые и 70-ые" -- и остановилась. Нервы: как увижу эти "ых", да "ах", да "ух", так всё. А зашла, потому что ищу фото калача (картинка тоже сойдёт). Безуспешно. Большинство, оказывается, не знает, как выглядит калач. А у Вас тут без картинок. Жаль. Извините.

(Reply to this)


(46 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…